Рваная Грелка
Конкурс
"Рваная Грелка"
17-й заход
или
Грелка надежды

Текущий этап: Подведение окончательных итогов
 

Rarebirdy
№196 "Турнир"

Сеймур был уверен, что в эту ночь он не сможет заснуть. Он и правда очень долго лежал, смотрел на серп луны в окне, размышляя о завтрашнем дне. Он ждал этого момента, этой возможности проявить себя, так долго... И вот, наконец, дождался. Два месяца назад ему исполнилось двадцать, он стал совершеннолетним и теперь мог принять участие в великом состязании - "Турнире Славы и Добра". "Ты будешь мной гордится, дед", - Сеймур улыбнулся своим мыслям, расслабился, и наконец-то заснул.

История Турнира насчитывала более тысячи лет. Когда-то давно, в дремучем средневековье, на землю Императора Ластра явились захватчики. Откуда они пришли никто сейчас уже и не вспомнит, да и вряд ли это точно знали тогда. Но доподлинно известно одно - враги были безжалостны. Поселения буквально вырезались одно за другим, словно смерч двигалась армия захватчиков, сметая всё на своем пути. Император обратился к соседям за помощью, и помощь пришла. Несколько сильных государств выставили свои войска, все боеспособные жители Империи взяли в руки оружие, и собралась армада, способная победить врага. Меж тем неприятель приближался к столице, сердцу Империи Ластра, и до решающего сражения оставались считанные дни... А потом пропала Императрица. Как могли вражеские лазутчики проникнуть в столицу, готовящуюся к осаде, как добрались до покоев Императорской семьи? Возможно, не обошлось без предательства, кто-то даже упоминал магию, но факт оставался фактом - Императрица оказалась в руках врага. Неприятель не выдвигал никаких требований или условий, и это было хуже всего, потому что наслышанный о жестокости захватчиков Император, не зная ничего о судьбе возлюбленной жены, совершенно потерял боевой дух. Он не мог отдать на растерзание свои города - ведь Ластр был хорошим Императором, и безопасность своего народа ставил превыше всего. Но и отдать приказ о решительном контрнаступлении он тоже не мог - для него это значило потерять последнюю надежду увидеть Императрицу. Неизвестно, что стало бы с Империей Ластра, если б не лейтенант Императорской гвардии, чье имя история, увы, не сохранила. С несколькими верными людьми он смог проникнуть в лагерь неприятеля, добраться до шатра, где держали Императрицу и освободить её. Они почти пересекли линию фронта, когда их настиг вражеский отряд, отправленный в погоню. Все верные Императорские гвардейцы пали. Последним погиб лейтенант, задержавший врагов до подхода передовых отрядов Императора Ластра. Императрица была спасена, а через два года закончилась и война, безоговорочной победой Империи.

С тех пор каждый год, в память о подвиге безымянного лейтенанта проводился большой Турнир Славы и Добра. Молодые люди со всех уголков мира спешили принять участие в состязаниях на силу и выносливость, смекалку и выдержку, мужество и храбрость. Победитель Турнира получал орден "Славы и добра", а также почести и различные призы.

Именно так рассказывал Сеймуру о Турнире его дед, а тому - его дед и много поколений легенда о той войне и появлении Турнира передавалась из уст в уста. Многие пращуры Сеймура хотели принять участие в Турнире, но никому это так и не удалось. Рыбацкий поселок, где веками жила семья Сеймура, находился слишком далеко от столицы. На лодках добраться туда было невозможно, а большие корабли заходили к ним нечасто - разве что на ремонт после шторма, или чтобы пополнить запасы пресной воды. От таких случайных посетителей жители и узнавали о новостях большого мира. Но только что значила для простых рыбаков, живущих в богом забытом краю, очередная смена власти в государстве или появление новых изобретений, купить которые они бы всё равно не могли себе позволить, да и пользы им от них не было никакой. Конечно, быт посёлка менялся, но медленно и неохотно, словно многовековой уклад противился какому-либо прогрессу.

А Сеймуру несказанно повезло. Неделю назад в их гавань зашёл корабль торговца - буря немного потрепала его, и местные жители помогали хозяину и команде подлатать такелаж. За помощь торговец обещал им дать новых, крепких сетей из нового материала, так что работали все дружно и с огоньком. Сеймур тоже был там - и сеть семье рыбака никогда не помешает, да и красивый, современный корабль словно притягивал его. А когда Сеймур узнал, что направляется торговец в столицу, и должен успеть туда к началу Турнира - много гостей в городе сулили хороший навар, то решил, что ни за что не упустит такой шанс и уйдет в море с ними.

Тучный торговец вначале отказал ему, но Сеймур показал всё, на что способен и сказал, что будет служить матросом только за еду. В конце концов, торговец решил, что лишние руки на корабле не помешают, и согласился. "Как ты поплывёшь назад, дело не моё. После окончания турнира, из столицы мой корабль пойдет на север, в ваши края мне не надо. Так что решай сам", - сказал он Сеймуру. Но Сеймур был уверен в победе и верил в свою счастливую звезду - не зря ведь он с раннего детства мечтал о "Турнире Славы и Добра", он просто не мог проиграть. И вот завтра корабль уходил в море и Сеймур должен был быть не нём до обеда...

Месяц на корабле для привычного к морю Сеймура пролетел быстро. Единственное что его неприятно удивило - порядки на судне. Взаимоотношения в команде сильно отличались он тех, к которым привык Сеймур. Бывалые матросы отдавали новичкам самую тяжелую и грязную работу, а за малейшую провинность жестоко наказывали... Какая там взаимовыручка и помощь! Сеймур решил, что глупо ждать благородства и чести от торговца и его команды, и ждал прибытия в столицу, где, он был уверен, всё будет не так. Ведь именно там жил когда-то Император Ластр со своей Императрицей, там служил геройски погибший лейтенант, и там проходил "Турнир Славы и Добра", бывший для Сеймура символом вечного подвига, самопожертвования и чести.

Столица встретила его многоголосным шумом и гамом. В огромном порту размещались сотни кораблей всех видов и размеров, тысячи людей прибывали, чтобы посмотреть на Турнир или принять в нём участие. Сеймуру даже не пришлось спрашивать прохожих, куда идти - он просто позволил людскому потоку нести себя по удивительным улицам столицы. Сеймур то и дело останавливался, чтобы рассмотреть непривычно высокие здания, прохожих, одетых в непонятные для него одежды, а также самодвижущиеся повозки, из высоких труб которых валил пар (на корабле Сеймур слышал, как матросы обсуждали это техническое чудо, а вот теперь смог увидеть несколько штук воочию).

Сеймур тут же забыл обо всех чудесах, как только вышел к большой арене. Он знал от деда, что раньше арена была просто огромной огороженной площадкой, в разных частях которой проходили различные соревнования. Потом появились зрительские трибуны, опоясывающие площадку, помещения для отдыха и регистрации участников. Он знал, что Турнир всё ещё популярен и был готов и к большим размерам арены, и к нововведениям, но действительность превзошла все его ожидания... Арена была огромна. Сеймур стоят на краю площади перед главным входом и не мог охватить всю арену взглядом. Снаружи она напоминала крепость - каменные трибуны, высотой несколько этажей, тяжелые ворота входа для зрителей, покатая массивная крыша. От ярких указателей и вывесок пестрело в глазах, но Сеймур нашёл зону регистрации участников, просто пойдя за кучкой молодых людей чуть старше его самого. Под длинным навесом за многочисленными столиками сидели очаровательные девушки - Сеймур никогда не видел таких нарядов и причесок, такого изящества и таких белозубых улыбок. К каждой стояли длинные очереди молодых людей, записывающихся на турнир. Сеймур встал в конец одной из таких очередей и, по-прежнему удивленно глядя по сторонам, стал потихоньку продвигаться к заветному столику...

— Имя? - девушка занесла тонкое перо над чистым листом бумаги. На Сеймура она даже не взглянула. Только сейчас, вблизи, стало заметно, что девушка устала. Её белозубая улыбка показалась ему куда менее искренней, чем звонкий смех девчонок из поселка, а яркий румянец оказался результатом не пребывания на воздухе, а всего какой-то лишь розовой краской.

— Сеймур, сын Декара.

— Возраст? Место проживания? Национальность? Род занятий? - вопросы сыпались, как из рога изобилия. С какими-то расправились быстро, какие-то вызвали затруднения.

— Последняя формальность, - девушка протянула Сеймуру мелко исписанный листок. Судя по ровности рядов и букв, надпись была сделана какой-то машиной. Девушка недоверчиво глянула на Сеймура, - Читать сам умеешь или мне прочесть?

— Умею, но не быстро, - засмущался Сеймур. Дед и отец учили его грамоте, но случаев попрактиковаться представлялось осень мало.

— Хорошо, в двух словах, - девушка вздохнула, и скороговоркой произнесла явно заученный наизусть текст: - Здесь написано, что организаторы Турнира не несут никакой ответственности за ваши увечья или смерть на турнире. Также написано, что вы осознаете возможные последствия и пришлю сюда абсолютно добровольно. Напишите своё имя здесь, - девушка протянула ему перо, тонкий пальчик указал на угол листа.

— Смерть? Но разве на Турнире бывают смертельные исходы?

— Юноша, вы читали правила Турнира? Испытания серьезные, не хотите - как хотите, благо желающих много. За такой-то приз!

— Да, Орден - Великая награда! - глаза у Сеймура заблестели.

— Орден, эта побрякушка? Впрочем, кому как. Большинство сюда пришли за денежным призом. Так что, подписываете или нет? За вами очередь, между прочим.

Сеймур смешался... Деньги? "Турнир Славы и Добра" и... деньги? А как же светлая память героев, как же риск во имя чего-то светлого и... настоящего. Он оглянулся. За ним действительно стояла большая очередь, и некоторые молодые люди уже косо поглядывали на него. "Нет, я не могу отступить сейчас, когда я в полушаге от своей мечты, от того, к чему стремились мой дед и его дед. Я должен принять участие в турнире", - решил Сеймур. Он взял из рук девушки перо и медленно вывел "Сеймур" в уголке листа. Девушка свернула подписанный лист и листок с его данными вместе и положила получившийся квадратик в стопку таких же.

— Следующий!

Эту ночь Сеймур провел в одном из бараков для участников. Он просто занял одну из коек, стоящих в три длинных ряда. Разумеется, в таких условиях проводили эту ночь перед Турниром не все. Участники из самой столицы ночевали дома, в тепле и уюте, приезжие, у которых водилась звонкая монета, останавливались в многочисленных столичных постоялых дворах и гостиницах. А в бараках оставались простые ребята, приехавшие издалека, вроде Сеймура. Он попытался завести беседу сначала с одним, потом с другим, но быстро понял, что они видят в нём и друг в друге только соперников в борьбе за ценный приз. Ему ничего не оставалось, как завернуться в старое покрывало и заснуть.

Пышная церемония открытия Турнира, конечно, потрясала, но к ней Сеймур был хоть как-то готов. К чему он оказался не готов, так это к огромному количеству зрителей и к их недоброжелательности. То тут, то там слышались выкрики: "Эй, смотрите какой дохляк, этот-то куда?", "Надеюсь, в этом году испытания серьёзней, чем в прошлом, а то чуть не уснул тогда!", "Скорей бы начали, посмотреть бы на первых неудачников!". "Что это? Почему так?" - он не мог найти ответа. А потом начались испытания. Прошедший один конкурс тут же переходил в другую зону, где его ждали новые опасности и противники, и так до вечера. Сеймур просто не успевал остановится и оглядеться, только раз, когда он бежал по какой-то маслянистой жидкости он наступающего сзади пламени, он увидел, как парень перед ним упал. Не раздумывая ни секунды, Сеймур подхватил его под локоть, и, стараясь не поскользнуться сам, поставил соперника на ноги. Тот взглянул на него с какой-то странной смесью удивления и благодарности, и они рванули вперёд...

Вечером, лежа на той же кровати, Сеймур вспоминал события дня... Более половины участников выбыло из борьбы. Кто-то просто слишком устал и не пришёл на площадку для очередного конкурса, кто-то был ранен, и также не сможет продолжить состязания, были и те, кто уже никогда не вернется домой. "И это турнир для героев? Не мог же дед так меня обмануть. Или обманули его...", - рассуждал Сеймур.

— Откуда ты такой? - Сеймур вздрогнул и повернулся на голос. На соседней койке сидел тот самый парень, которому он помог сегодня.

— Я издалека, небольшой остров в Синийском море, а зовут меня Сеймур.

— Дерек, - представился парень, - почему ты помог мне?

— Но это же "Турнир Славы и Добра", как же я мог поступить иначе. Это - Турнир памяти героев, Турнир благородства и чести.

— Был, когда-то, - горько усмехнулся Дерек. Я здесь из-за денег, и не смотри на меня так удивленно. У нас большая семья, отец погиб в прошлом году, а наших с матерью заработков слишком мало, чтоб прокормить младших. Ты знаешь историю Турнира?

— Конечно! - и Сеймур поведал Дереку историю деда.

— Так и было, вначале. Наша деревня недалеко от столицы, и когда я ещё был маленьким, и наша семья жила лучше, чем сейчас, мы с отцом ездили на несколько Турниров, посмотреть. Испытания год от года всё жестче и страшней. Тысячу лет назад возможно всё и было так, как представляли себе ты и твой дед. Но потом... Ты ведь знаешь - Империя со временем развалилась, мелкие правители вели постоянные войны, деля территорию, а турнир по-прежнему проводился. Какой дух благородства мог остаться в нём? Потом народ сверг правителей, были восстания и бунты. А турнир шел. Часто его участниками были бывшие представители власти, которых толпа буквально загоняла на арену, а наградой победителю была его жизнь. Потом пришло тяжелое время тиранов и деспотов - бывшие народные правители за несколько поколений пролили больше крови, чем их предшественники в течение нескольких веков... А Турнир по-прежнему проводился. Сейчас столицей правят деньги. Правящее собрание - это богатейшие люди страны, и они хотят стать ещё богаче. Турнир - один из способов. Да, приз большой, но билеты на арену принесут им несравненно больше...

— Что же делать? Ведь так нельзя, - Сеймур разволновался.

— А что ты сделаешь? Выиграй этот турнир, возьми приз и уезжай подальше от всего этого... Ладно, я спать пошёл - завтра трудный день.

Сеймур проворочался всю ночь, но решение так и не пришло. Он не боялся за свою жизнь, но он больше не видел цели, не стремился к победе. Вдруг он подумал о дедушке, вспомнил каким взглядом, полным надежд, тот провожал его в море. «Если я приеду и расскажу всё, как есть, то он просто не вынесет разочарования, - думал Сеймур, - Я выиграю Турнир и привезу ему орден «Славы и Добра», и расскажу, что победа далась нелегко, но я сделал это во имя всего хорошего, чему дед меня учил. И как знать, может, став победителем, я смогу что-нибудь изменить?»

Второй и заключительный день Турнира отличался только тем, что участников стало намного меньше, а испытания стали ещё опасней. Но Сеймур верил в свою счастливую звезду и без страха шел вперёд. И когда к вечеру он прошёл последний конкурс и огляделся, то увидел что соперников, выстоявших во всех испытаниях, осталось совсем немного…

Всех финалистов собрали в центре арены, и пока судьи подсчитывали баллы за пройденные испытания, шустрые художники с небольшими планшетами в руках ходили по рядам финалистов, зарисовывали их портреты, задавали вопросы. Сеймуру тоже задали какой-то вопрос, он уловил только что-то про «завтрашнюю газету», но, кажется, ответил невпопад и от него быстро отстали…

— Внимание! – Раскатистый бас главного судьи, усиленный какой-то широкой железной трубой, прокатился над ареной. - «Турнир Славы и Добра» завершен! - публика разразилась аплодисментами, - победителем стал Сеймур, сын Декара!

Словно во сне Сеймур взошел на помост, принял из рук широко улыбающейся девушки сверкающий Орден на красной подушке, потом усатый дородный господин выдал ему какую-ту цветную бумажку, назвав её чеком и громко объявив на всю арену название учреждения, где по этой бумажке Сеймур сможет получить деньги. Растерянный и опустошенный, Сеймур сошёл с помоста, отмахнулся от вновь набежавших людей с блокнотами и скрылся в бараке, где провел две последние ночи. Представители охраны арены не пустили толпу проследовать за ним.

— Я ослышался, или ты и правда выиграл? – на одной из соседних коек лежал Дерек. Его плотно забинтованная правая рука висела на перевязи.

— Да, - удивляясь тому, как безразлично и буднично это прозвучало, ответил Сеймур, - Как ты?

— Да ничего, жить буду. Буквально три конкурса не прошел. Одно плохо – в поле я в этот сезон не работник, как будем собирать урожай, и пережидать зиму и не знаю.

Сеймур с минуту смотрел не него, а потом достал из-за пазухи цветную бумажку и протянул Дереку. – Я надеюсь, это вам поможет.

— Я должен был бы сейчас сказать, что я не возьму, что это слишком большие деньги и что ты их заслужил. Всё так, но я возьму, Сеймур. У меня просто нет выхода.

— Я желаю тебе удачи, Дерек. Тебе, и твоей семье. Сеймур завернул подушку с орденом в потертый плед, взял сверток подмышку и пошел к выходу. У самых дверей его нагнал какой-то важный по виду господин: «Подождите, Сеймур! Вы ведь Сеймур?»

— Да, это я.

— Как хорошо, что я вас догнал, - господин достал из кармана белый платочек и вытер капельки пота на лбу, - мне очень нужно с вами поговорить. Вы понимаете – вы ведь победитель Турнира. Представляете, какие это возможности?

— Какие?

— Мы может просто изменить этот мир, юноша! – мужчина возбужденно теребил платок, - просто изменить!

— Это именно то, что я бы хотел сделать, - ответил Сеймур. – Всё оказалось не таким, как я ожидал, нужно что-то менять, - загорелся Сеймур.

— Вот именно, юноша, вот именно. И у вас для этого есть все возможности.

— Я был бы только рад, но что я могу?

— О, это очень просто. Видите ли, там, на входе, вас ждут журналисты.

— Кто? - не понял Сеймур.

— Те люди с блокнотами. Так вот, они будут задавать вам разные вопросы, и конечно же спросят, кто из Правящего собрания вам нравится больше всего! Вам всего-то и нужно, что ответить – господин Жорах из мануфактур Жораха. Запомнили?

Сеймур отшатнулся от незнакомца, с удивлением глянул на него и побежал к выходу.

— Юноша, - неслось ему во след. – Ну куда же вы? Ну, хотя бы скажите им, что лучшее сукно, которое вы видели, сделано на мануфактурах Жораха! Жо-ра-ха! Я заплачу, не думайте. Ю-но-ша….