Рваная Грелка
Конкурс
"Рваная Грелка"
17-й заход
или
Грелка надежды

Текущий этап: Подведение окончательных итогов
 

Михаил Блюдников
№264 "Криорыба с фусликами"

Криорыба с фусликами

 

Поход в ресторан всегда праздник, пусть и не большой. Особенно посещение "Пяти нот". Шик и роскошь заведения бросались в глаза с первого взгляда - всё было продумано так, чтобы поражать клиентов. Дорогая мебель, знаменитые картины на стенах, роскошные скатерти, парящие над столами подставки для салфеток, самозажигающиеся лампы...

Василий Мен и Джек Курин, два видных купца, вошли в зал и застыли, пораженные открывшейся роскошью, как, впрочем, и почти все люди попадающие сюда впервые.

Несмотря на обеденное время, ресторан был практически пуст - только один человек сидел в уголке и копошился над тарелкой с подозрительно светящимся салатом. Рядом стоял бокал с какой-то жидкостью зелёного цвета.

Играла медленная и очень приятная музыка, по всей видимости, исполнявшаяся живыми музыкантами или, по крайней мере, живыми духами. Сами музыканты были скрыты от глаз посетителей, но это только усиливало впечатление - невидимый дирижер будто читал мысли людей и угадывал их настроение. Приход купцов был отмечен особенно красивой импровизацией. Они, правда, по достоинству её не оценили - приняли как должное.

Официант проводил посетителей внутрь зала, к столикам. Торговцы шли медленно, размеренной походкой полных людей. Они постоянно оглядывались, любуясь рестораном и рассматривая картины. Подмигивающий сатир, хихикающая нимфа, веселящийся громовержец - всё оставляло неизгладимое впечатление.

У обоих посетителей были длинные бороды, завитые на конце, и они, словно показывая их всем и каждому, выставляли подбородки чуть-чуть вперёд. Это дисгармонировало со степенностью, но торговцы не обращали на это внимания.

Дойдя до столиков, официант остановился, подождал купцов.

— Джентльмены хотят сидеть за одним столом или за разными? - уточнил он, когда клиенты подошли.

— За одним, - ответил за обоих Мен, Курин просто кивнул, подтверждая выбор друга.

— Какой столик желаете? У окна, в центре, в полутьме?

— А где посоветуете?

— У окна, - ответил, подумав, официант, - всё-таки вид на море... Если, конечно, он Вас устраивает...

— Полностью устраивает, - одобрил предложенный вариант Мен.

Проводив их к столу и поочерёдно подвинув стул сначала одному, потом другому, официант протянул купцам меню, после чего удалился.

Поерзав немного на неудобных старинных стульях, купцы заняли предложенные места.

Курин первым развернул меню - оно было оформлено под древний свиток. Казалось, он рассыплется на глазах, но это, конечно, был лишь обман зрения...

Увидев весь список блюд, Джек, не удержавшись, присвистнул - выбор яств был очень большим, гораздо большим, чем он ожидал.

Мен последовал его примеру - так же развернул меню и точно так же присвистнул. Тут было всё: и знаменитые закуски, и лучшие напитки со всех концов мира, и деликатесные горячие блюда, и самые вкусные десерты. Глаза просто разбегались. Только для того, чтобы просмотреть весь список требовалось много времени, а уж выбрать...

Пока клиенты ресторана изучали список блюд, официант обслуживал мужчину в углу - нёс странное блюдо из извивающихся на тарелке живых змей. Он ловко поворачивал тарелку так, чтобы коварные животные не сбежали - это требовало очень высокого мастерства. Конечно, проще было воспользоваться магией, но это бы смотрелось не так эффектно.

Сквозь окно в позолоченной раме виднелось море. Правда, занавески были открыты не полностью, так что увидеть удавалось лишь небольшой фрагмент пейзажа, но и он впечатлял... Судя по отсутствующему волнению, сейчас был полный штиль...

— Гарсон, подойди сюда! - крикнул Мен, когда изучение меню его утомило.

Официант в этот момент обслуживал человека в углу - полил змей соусом, потом нарезал на кусочки, посыпал солью хвост, добавил живой и мёртвой воды. Эту работу надо было выполнять очень аккуратно.

Всё это время купец нетерпеливо ёрзал на стуле, щелкал пальцами и разок даже крикнул ещё раз: "Гарсон, сюда!".

Но официант подошёл торговцу лишь когда закончил со змеями...

— Слушаю!

— Почему так долго! Мы уже два года ждём! - вышел из себя Мен.

— Простите, - буркнул официант, - сожалению, но змеи по-норимски не могут ждать, они очень быстро портятся, поэтому я должен был закончить с ними, прежде чем...

— Это Вас не извиняет! - поддержал друга Курин, - у нас важная встреча, а вы каких-то змеюк потрошите! Да еще при всех. Стыдно, такую мерзость на людях делать...

— Но змеи по-норимски...

— Хоть по-чуньски с ушами редкобраза! - воспротивился Василий Мен, - мы не для того платим столько денег за столик, чтоб нас тут за полнейший сброд держали...

— Да, - согласился Курин, - мы не для того сюда пришли, чтоб ждать у моря погоды!

Официант просто кивнул - видимо, беспокойные клиенты, желающие поскандалить, встречались ему не впервой... Он просто дождался, пока посетители успокоятся и скажут чего хотят.

— А салат из мокроносой рыбы свежий? - спросил Мен.

— Свежайший! Рыба привезена только пол часа назад, прямо с листьями глубоководных водорослей. Блюдо приготовлено нашим шеф-поваром в точности по рецептуре. Рыба прожарена в пять приёмов, проварена в три и полита кисло-сладким соусом из смеси только что полученной соляной кислоты с наичистейшей глюкозой. Наш ресторан гарантирует, что ни капли яда в рыбе ни осталось. Если мало ли окажется, что мы не правы, Ваши родственники вправе потребовать от нас компенсации...

— Хорошо, а вот это свежее? - спросил купец, тыкнув в строчку меню, которая располагалась чуть ниже.

— Colontusia Munisterada? Нет, она, конечно же, выдержана в наших погребах шесть лет, причём каждый день ранним утром её поливают соком из смеси трав, фруктов и крови её детёнышей. Этот рецепт был найден в древнем манускрипте и мы в точности следуем заветам древних.

— Ага, понятно... Тогда я еще подумаю..

— Гарсон, свободен! - произнес Джек Курин, дублируя высказывание друга,- когда понадобится, мы позовём!

— Слушаюсь и повинуюсь, сэр.

Официант ушел. Было видно, что в его возрасте быстро двигаться уже не так просто. Но умение хорошо обслужить клиентов не проходит с годами, а только улучшается.

Торговцы просидели над меню ещё минут пять, стараясь выбрать еду повкуснее. Все названия были звучными и притягательными.

Сделав выбор. Мен жестом подозвал официанта. На этот раз тот пришёл сразу - то ли из-за того, что никаких дел за другими столиками не было, то ли просто не хотел провоцировать очередной скандал.

— Буду делать заказ, - сказал Василий, - записывай.

— Да, сэр, - не стал возражать официант. Он достал из нагрудного кармана небольшую записную книжку и самопишущее перо.

— Ничего не перепутай, - предупредил торговец, - не то пожалуюсь начальству - вмиг с работы вылетишь!

Сдержанный кивок подтвердил, что его угроза принята к рассмотрению.

— Итак, я буду криорыбу с фусликами, - сделал заказ Мен, - хорошо прожаренную, с начинкой из водорослей. Но водорослей немного. Понятно?

Официант записал назание блюда и пожелания клиента к себе в блокнот, кивнул, утвердительно отвечая на заданный вопрос, и посмотрел на купца, как бы ожидая продолжения. И Мен не обманул его ожидания:

— Прямо сейчас принеси салат из вуксий с парис-листом, бутылку Паримануц, 4025 года, с южного склона.

Купец опять сделал паузу, позволяя записать заказ.

Курин взирал на всё это со своего конца стола, никак не реагируя, лишь постукивая пальцем по столу. Тонко рассчитанные движения были призваны продемонстрировать большущее платиновое кольцо с чеканкой. Надписи было не видно, но она легко угадывалась... Точно такая же аббревиатура была на кольцах у всех торговцев.

— А на десерт, - продолжил Мен, - тампан с кенгом, мороженый сок офилии, ореховые пирожные с кремом из молока гаагров.

Потом, чуть-чуть подумал, и заказал еще и фаренский ликер. Знаком Василий дал понять официанту, что он заказ сделал. После чего обратил свой взгляд на море за окном, будто всё остальное было ему не интересно.

Официант вопросительно посмотрел на Курина. Но, не получив ответа уточнил:

— Будете делать заказ сейчас?

— Да, - кивнул Джек, - мне то же самое, плюс салат из ротанга в панцире, суп из живых ёжиков и, на десерт, в дополнение к заказу моего друга - арбузи по-ломиевски.

Официант удалился.

— Неплохая атмосфера, - похвали ресторан Василий, - только обслуживание неважное... Но где сейчас лучше? Везде одно и то же. А выбора ещё меньше. Какие-то сто-двести блюд... А тут свежая мокроносая рыба, водоросли, десерты...

— Да, - согласился второй купец, - вот раньше были рестораны... А теперь, куда не пойди - помойка просто. Ни еды, ни уюта, ни обслуживания... Этот, на первый взгляд, не самый плохой.. Но ещё еду надо попробовать, может, как и везде, помои подают...

— Да, скорее всего как везде... В одном, так называемом "ресторане", мне бутылку Синей Бороды 4026 года вместо 4025 принесли, представляете?

— Неужели? Как же так можно! Ведь 4026 год был очень сухим! Такое вино только скотине давать! Ну или рабочим на опохмелку. А они НАМ такую бодягу суют! Постыдились бы...

— Вот-вот, куда это годится... Мне вот тут недавно подсунули вместо зелёной икры, крашеную красную, представляете!

— Ничего себе! - воскликнул Курин, - Дожили... Так и до карамельки вместо торта с музофрутами дойти могут!

— Могут. - согласился Василий. - И ещё возвращать деньги за неё не хотели... Хорошо я сразу распознал, ни икринки не съев. Знаете, у неё цвет бледнее и размер меньше. Я-то хорошо это знаю - сам такую выпускаю... А если бы не знал и попробовал? За такие деньжищи-то...

Музыка стала менее весёлой и беззаботной, будто оркестр почувствовал настроение посетителей. Известные купцы, если бы интересовались музыкой, могли бы узнать в звучащей мелодии известную симфонию "Страна, страна, куда ты катишься" и даже заметить в звучащем варианте не слишком скрытую иронию... Но Мен и Курин подобными вещами не интересовались....

Тем временем подошёл официант с салатами и вином. Расставив салат из вуксий, ротанга в панцире и бокалы, он перешёл к самой ответственной операции - открытию бутылки Паримануц. Взмахнув рукой, гарсон дал знак оркестру умолкнуть, чтобы ничего не отвлекало клиентов от красочной церемонии.

Дорогое синее вино хранилось в погребе 50 лет. Бутылка была покрыта пылью, которую официант бережно стёр. Стала видна бирка "4025 год, Южный склон". Показав бутылку поочерёдно то одному, то другому, давая убедиться, что всё правильно, официант вытащил из правого нагрудного кармана открывашку, которую аккуратно накрутил на винтовую резьбу пробки. Убедившись, что ключ держится крепко, гарсон передал бутылку Мену.

— Поверните по часовой стрелке на один оборот.

Василий сделал всё, что просили, и вернул бутылку обратно.

После этого ту же операцию проделал Курин.

Поворот ключа повторился три раза, после чего официант взял бутылку и повернул открывашку на заключительные пол оборота. С тихим хлопком бутылка открылась.

Гарсон аккуратно разлил вино.

Дорогое синее вино просвечивало через толстые стенки бокалов, напоминая чистое небо, кристальные озёра и синеву листьев паченики...

Закончив церемонию, официант поставил вино в центр стола, дал знак оркестру возобновить композицию, после чего удалился.

— Неплохо, - прокомментировал ситуацию Мен, - здесь знают традиции и умеют сделать из них праздник. Надеюсь, еда будет не хуже.

— Я тоже надеюсь. Приступим!

Оба практически одновременно взяли в руки бокалы, и поболтали содержимое, наслаждаясь тем, как вино переливается и играет на свету.

— Да, вино уже не то... То ли дело раньше... - сказал Курин, вдоволь насладившись тем, как Паримануц отражает свет, - эх, какое же вино было в дни моей молодости... Просто загляденье. Можно было часами смотреть...

— Это точно. Но всё-таки кое-что и сейчас делают неплохо. Вот взять, например, украшения. Вот недавно у ювелира амулет от сглаза заказывал - он мне такую вещь сделал - класс. Узор тонкий-тонкий... И магическую функцию хорошо выполняет...

— Да, амулеты сейчас хорошие делают... Но дорого...

Неожиданно раздался шум, где-то около двери. Купцы посмотрели в сторону непонятных звуков.

Оказалось, какой-то мальчишка лет десяти прорвался внутрь. Как он преодолел охрану - представить было невозможно. То ли через крышу влез, то ли просто скоростью взял...

Парень заглянул в комнату, увидел двух купцов и сразу же подбежал к ним. По его обрадованной улыбке казалось, что он добился желаемого. Хотя кто-нибудь смог бы увидеть в этом взгляде сарказм...

Бегущий за ребёнком запыхавшийся охранник с резиновой дубинкой появился в дверях. Он оглянулся в поисках ребёнка и, увидев, сразу же направился к нему. Но Курин подал ему знак остановиться - очень хотелось выяснить, что надо мальцу.

С гордостью, белокурый мальчуган прошагал к их столику и спросил:

— Дяденьки, не дадите автограф?

— А тебе зачем?

— Как это зачем? - переспросил подросток, будто удивляясь сказанному, - автограф таких знаменитостей как вы, Великих Купцов, впервые посетивших наш город, - это круто. Очень-очень круто. А раз круто, то и полезно. Понятно?

— Нет, - признался Мен.

— Поясняю, - произнёс парень. - Ваш автограф стоит три перочинных ножа, одну шкуру носатой белки или два поцелуя девчонки. А если два, то это вообще состояние. Усекли?

— Да, - кивнул Мен, - где расписаться?

Пацанёнок вытащил из штанов блокнот и самопишущее перо и протянул всё это купцам. Те послушно расписались.

— Напишите ещё и имена, - попросил парень, - а то ещё не поверят, что я с Вами взаправду разговаривал.

Торговцы выполнили его просьбу.

Забрав блокнот, пацанёнок проверил, что все росписи на месте, удовлетворённо хмыкнул и, бросив: "Ну ладно, я пошёл..." направился на выход, к ждущему его мужику с дубинкой.

Охранник схватил ребёнка за ухо и, судя по всему, собрался вышвырнуть его вон из здания ресторана. Но торговцев паренёк больше не интересовал. Они вновь принялись любоваться вином, наблюдая игру света.

Оркестр, замолчавший во время неожиданного визита, теперь вновь стал играть.

Курин медленно, словно нехотя, поднёс бокал к носу. И тут же скривился.

— Что за вонь? - вопросил он.

Мен тоже поднял фужер к носу и почти сразу же убрал его.

— Что за мочу они туда подмешали? Это хуже, чем вино 4026 года! - возмутился он, - Как можно!

— Мошенники!

— Мерзавцы!

— Виноубийцы!

— Едомучители!

Так продолжалось около полуминуты: купцы соревновались в искусстве брани, пока не иссяк их словарный запас.

— Неужто они вообще пытались подсунуть нам вино 4031 года, - задал наболевший вопрос Мен.

— Нет, - ответил Джек, нюхая вино ещё раз, правда, гораздо более осторожно, чем в первый, - Паримануц 4031 должен пахнуть гораздо лучше - в том году дождей было много и солнца хватало. Это, небось, 4032, год когда была полнейшая засуха и вино было просто никакое...

— Да, похоже на то! Как они смеют подпихивать НАМ такую гадость!

— Наверное, думают, что мы ни в чём не понимаем и не знаем разницы между помоями и хорошим вином!

— Пойдём отсюда?

— Конечно! Если тут такую мерзость дают, то надеяться на хорошую еду тоже не стоит. Я, по крайней мере, есть здесь не рискну.

Купцы синхронно поднялись и пошли к выходу.

На встречу им шел официант.

— Уже уходите? Неужели Вы так ничего и не попробуете? - спросил он.

— В ваше заведение мы больше ни ногой, - сухо проинформировал гарсона Мэн, - подать вместо вина какую-то мочу! Это не слыхано!

— Вы же видели, бутылка вскрывалась прямо при вас. Что хотели, то и получили. Возможно, у Паримануц тоже бывают неудачные экземпляры... Может быть вино кто-то сглазил. У нас, конечно, лучшие в городе барьеры, но мало ли...

— Да пошли вы, - ответил Мен, - достопочтенному купцу уже и поесть негде! Все рестораны стали забегаловками! Может тогда в трактире лучше накормят...

Оттолкнув стоящего на пути гарсона, Курин направился к двери.

Купцы прошли на выход.

Шикарный ресторан словно растворился в воздухе - вокруг было обычное пошарпаное жилое здание с надписями на стенах и паутиной в углах. Стало ясно, что вся роскошь была лишь декорацией. Эффект от перехода туда и обратно были примерно одинаковый, но то, что эти серые будни и есть повседневная реальность, в которой и предстоит жить, угнетало гораздо сильнее.

Мен и Курин прошли к вахтёру, сдерживающему напор желающих.

— Только в порядке очереди! - кричал он на пытающуюся прорваться вперёд толпу, - строго по спискам. Иначе не попадёт никто!

Но его уговоры слабо помогали.

Увидев выходящих, он повернулся к ним и сказал:

— Так, переодевайтесь. Сдадите одежду и грим по описи, потом можете идти. И ничего не красть! Ни одежду, ни сувениры. Я прослежу!

— Не украдём, не украдём, - успокоил его Вася, - видно же, что не бесхозное...

Переодевшись в свои обычные рабочие робы и сдав одежду, Вася с Яшкой вышли из здания фирмы "Богатый&Знаменитый". Следующие клиенты уже получали последние инструкции - ничего не есть, ничего не пить, образы не рушить....

 

*****

 

Официант, поправил на руке платиновое кольцо с надписью "вНСиД,ННДД". Оно хоть было и поменьше, чем у очередных лжекупцов, но зато настоящее.

"Гарсон" завершал последние приготовления: доливал воду и краску в винную бутыль, поправлял реквизит на тарелках...

Дела шли на лад, особенно после того, как кнопки на стульях сильно улучшили пропускную способность аттракциона...