День жестянщика
Всё вдруг изменится. Ты не сразу заметишь это: Кречеев будет так же клевать носом в свекольный салат, так же будет мерцать газоразрядная лампа. В щели гаражных ворот так же виновато будет торчать замятый передний бампер твоего форика – десятилетнего, турбового, сто семьдесят лошадиных сил, двадцать из которых утром этого дня оказались лишними.
С улицы сквозняк принесёт первый осенний снег, обдаст холодом, отрезвит, слова застрянут в горле. Ты устыдишься минутной слабости, обопрёшься о пирамидку из старых шин и встанешь с колен. Вытрешь лицо замасленным полотенцем, найдёшь в пепельнице недокуренную сигарету, щёлкнешь зажигалкой, пустишь к потолку крутящееся дымное колечко. Третья бутылка будет ещё почти полной. Совсем просто: стряхнуть со стола пепел и крошки, два глотка это примерно половина стакана. Вот ещё! Молиться вздумал...
– Я написал пьесу, – очень невовремя скажет Кречеев и поднимет из салата вымазанное свёклой лицо.
Ты поперхнёшься:
– Чего написал?
– Пьесу, – ответит Кречеев, – Сценарий, если хочешь. Угадай – кто в главной роли?
Ты посмотришь на старого приятеля и поймёшь, что когда-то давно, в самом начале, в дворовой песочнице или за исцарапанной школьной партой, не разглядел его до конца, упустил что-то важное. Какую-то инфернальную чёрточку его личности. Вроде, те же глаза, те же уши, нос тот же, но всё это вместе покажется другим, незнакомым, пугающим.
– Да ладно... Ты же работяга, даже технарь не закончил, – скажешь ты, голос твой дрогнет.
– Сам увидишь, – пообещает Кречеев и уронит зловещую инфернальность обратно, в пластиковую тарелку.
И вот тут ты заметишь. Заметишь, что всё стало другим. Или это изменился ты. Так вернее. С тебя как-будто сорвут все пробки, вынут все предохранители. «Что это будет?» – подумаешь ты, сладкое ликование долгожданной воли, – «Неужели он услышал?»
В двух кварталах от шиномонтажа будет стоять порш. Чёрный, с красивым номером. Три шестёрки. Почему шерстяные не ставят сигналки? Впрочем, это не будет тебя волновать. Нисколько.
Три минуты с ветерком – и перекрёсток. Выбор.
Правый поворот – там женщина с усталыми глазами, приставучий сопливый мальчишка, кислый растворимый кофе по утрам и четырнадцать дней отпуска в феврале.
Левый поворот – семьсот сорок седьмой боинг зажигает габариты.
Зачем включать поворотник, когда и так всё ясно? Минут двадцать всего. А там будет видно.
Ты будешь иметь успех. Везде и всюду, всюду и везде. «Деньги это грязь» – будешь говорить ты, обращая любую грязь в деньги. Двери лимузинов будешь распахивать взглядом. Чивас, Шато Латур... Этого прольются реки.
Ещё будут женщины. Томные брюнетки, длинноногие блондинки, пикантные рыженькие и эти, которые ни туда, ни сюда. Они будут тоже. Тебя хватит на всех. По очереди и скопом. Чаще, конечно, – скопом.
Яхты, машины, легкомоторные самолёты... Куда без них?! Боже, какая скука!
Но что-то случилось с твоими предохранителями и пломбами... Ах да – их больше нет. И однажды тебе захочется чего-нибудь пожёстче.
Ты что-то когда-то читал про запах Африки. Какой-то бородач про это писал. Ты почувствуешь этот запах в Луанде, в этом африканском Париже, где каждый раз, когда появляется электричество, кто-то выключает воду. Там пахнет деньгами и дерьмом. Впрочем, это одно и тоже.
Африка любит оружие. И ты полюбишь его тоже. Оружие это власть в мире, настоящая власть в настоящем мире, где всё без прикрас. Твои корабли побегут по морским волнам в разные стороны собирать стальную смерть в голодные трюмы. Твои караваны как термиты растащат смерть по джунглям и саваннам. Грянут войны. Кого-то найдёт пуля, кого-то свалит лихорадка, остальных возьмёт голод.
И одним жарким, солнечным днём тебе вдруг покажется, что вокруг никого нет. Только пустота и флаг независимости.
«Настало время собирать камни» – подумаешь ты.
– Я искал вас, – скажет долговязый человек с камерой, – Я вас вычислил. Вы – личность, я пишу книгу про это. Подумать только – оружейный барон! Убийца века! Прямо передо мной!
У тебя возникнут вопросы:
– Ты стрелял в живое? Хочешь попробовать? Тогда о чём ты станешь писать?
– Ну как же... Это такой драматический концепт... Вот, послушайте: три миллиона жизней – это плата за независимость?! Ой... Об одном прошу: оставь её в покое... это дорогая камера...
Всё будет чисто и по правилам – удар в пах не убивал ещё никого. Вряд ли он станет биографу уроком, но расставит над i все точки до единой.
– Не скучай, писатель, – скажешь ты и тропой кроманьонцев уйдёшь из Африки в Азию. Пешком.
Следом за тобой, не отставая, пойдёт твоя пустота с флагом.
Мало кто бывал в Западном Тибете. Тебе посчастливится. Там, в горном монастыре с симпатичным, но непроизносимым, названием ты будешь изучать свою пустоту и общаться со старым монахом, который достиг нирваны полторы тысячи лет назад и с тех пор сидит на льдине в удивительной позе. Вы будете говорить о вечном. Вернее – ты будешь говорить, а он – слушать.
– Можно, я пойду дальше? – спросишь ты однажды, и он ответит молчаливым согласием.
Следующим, кого ты увидишь, будет сигх с фиолетовым тюрбаном.
– Как думаешь, солдат, твой Бог тебя слышит? – спросишь ты у него.
Он ничего не ответит, только ткнёт ржавым дулом карабина в спину, и очень скоро ты окажешься в Калькутте – в душной тюрьме с видом на рукав Ганга, если забраться кому-нибудь на шею и дотянуться до решётки.
Дни сольются в недели, недели – в месяцы, месяцы – в годы. Однажды ты вспомнишь дряхлого монаха на леднике и сядешь как он, скрестив ноги. Ты будешь смотреть внутрь себя, будешь разглядывать пустоту, разговаривать с ней, и иногда тебе будет казаться, что она отвечает. Твои мышцы закоченеют, суставы сомкнутся, ты будешь недвижим, а значит – мёртв.
Тебя вынесут утром. Тебя и ещё четверых. Вас обмотают гнилыми тряпками и бросят в реку. Река понесёт вас в море.
Ты войдёшь в густую голубоватую нирвану как нож в мягкий панир. Тебя там встретят. Толстенький человечек с приятной улыбкой и слон с человеческим телом. Ты их вспомнишь – ты видел их раньше, на стенах монастырей и ещё раньше – на картинках в книгах.
Спросишь:
– Вы лечите пустоту?
Они удивятся и станут внимательно тебя рассматривать.
– Понимаешь, тебя нет, – скажет, наконец, толстенький человечек и улыбка исчезнет с его лица, – И лечить уже нечего. Ты, наверное, был когда-то, но весь закончился, весь вытерся. Так бывает, редко только. Тебя разобрали по кусочкам какие-то люди с чёрными лицами: мужчины, женщины, дети... Каждый взял немножко – и ты закончился.
Человек-слон захочет тебя утешить, но его хобот обнимет пустоту и голубая нирвана выплюнет тебя как капризный ребёнок скользкую конфету.
Акулы и лодки. Неизвестно, чего больше в Бенгальском заливе. Всем хватит места, воды Ганга накормят всех. Лодка найдёт тебя первой. Ты зачем-то откроешь глаза, удивишься солнечному свету, приветливым лицам рыбаков и будешь долго смотреть, как катятся за бортом волны.
Ты вспомнишь город, засыпанный снегом по самые трубы, вспомнишь женщину, красивую, когда она счастлива, мальчишку, который всё время заглядывал в глаза и старался повторить твою походку. Ты ничего не почувствуешь, но захочется вспомнить больше.
Лодка ткнётся в причал из просоленных пальмовых стволов, будет четверг или пятница, а вечером следующего вторника ты ступишь на знакомую улицу, запорошенную первым снегом. Там всё будет так же. Ничто не изменится. Вот только в прихожей будут стоять чужие ботинки, а мальчишка тебя не узнает – спрячется за чьей-то спиной. А может быть это ты ошибёшься домом или дверью. Неважно. Тебя это не тронет.
Ты, наконец, придёшь туда, где всё началось. Гараж номер двести шестнадцать – шиномонтаж и кузовное. И форик с мятым бампером у ворот.
– Вернулся? – спросит Кречеев и поднимет рожу из венегрета, – Долго тебя не было...
– Херовую ты написал пьесу. Или это был сценарий?
– Херовую, да... – согласится Кречеев, – Но ты играл великолепно.
– Я всё думаю... Наверное, тогда нужно было просить что-то другое...
– Очень важно, кто слушает молитву, – ответит инфернальный друг детства, и заглянет туда, где когда-то жила твоя душа, – Всё, что пожелаешь! Всё, что захочешь! День жестянщика как-никак! – зайдётся он звонким хохотом и воткнёт в тебя отвёртку, между шестым и пятым рёбрами, в сердце.
В глаза ударит неверный свет газоразрядной лампы, на переферии зрения засуетятся чёрные мухи. Время остановится, подумает и пойдёт снова. Появятся люди в погонах и люди в халатах.
«Гаражи на тракторной, двести шестнадцатый номер. Пьяная бытовуха» – услышишь ты, но не сможешь улыбнуться.
Над тобой возникнет женское лицо в белом колпаке.
Ты скажешь:
– Не надо реанимации, девочка. Двенадцать кубиков морфина – и я буду любить тебя вечно.
В её серых как зимнее море глазах плеснут солёные волны, и в дрожащей руке появится шприц.